Закрыть X

 Поиск по сайту



 Наше сообщество




 Видео уроки


фильм я-хороший водитель


Последнее обновление информации по фильму
17 января 2011.


 Пригодится


Тест «Какой вы водитель?»

Алкогольный калькулятор

 Поделиться



 Кнопка сайта

Rambler's Top100





Прогнозирование и анализ

Профессионально грамотная, глубокая оценка обстановки помогает предвидеть — прогнозировать развитие ДТС. Прогнозирование заключается в сравнении абстрактных представлений водителя в настоящий момент с информацией об аналогичных ситуациях, хранящихся в его памяти. На основе ассоциативных свойств памяти у водителя возникают представления об изменениях взаимного положения управляемого автомобиля и других объектов на дороге. Таким образом, возможность прогнозирования зависит от ассоциативных свойств памяти водителя и его способности к воображению об изменениях пространственно-временных характеристик дорожно-транспортной ситуации.

Воображение позволяет водителю представить развитие ситуации как результат вероятных действий его и других участников движения. Наиболее сложно представить ему возможное поведение других участников движения. Действия их могут быть весьма разнообразны, а следовательно, и возможные решения по управлению своего автомобиля будут различными. В связи с этим задача прогнозирования заключается в критической оценке возможных вариантов развития ДТС и выделении среди них такого, который соответствовал бы наиболее вероятному поведению других участников движения.

Этот вариант и явится основой для принятия решения. Во многих случаях информации для этой цели оказывается недостаточно. Например, трудно с достаточной достоверностью предположить появление или поведение участников движения на участках с ограниченной видимостью или в плотных транспортных потоках. В этих случаях водителю можно рекомендовать ориентироваться на наиболее опасный из вариантов развития ситуации и отложить принятие окончательного решения до получения более полной информации. Для этого он снижает скорость или даже останавливает автомобиль (комм.автора - к сожалению, так поступают не все водители), а если это невозможно, принимает другие меры безопасности (например, увеличивает интервал) и поддерживает постоянную готовность к изменению режима движения. Таким образом, решение о том, как должен двигаться автомобиль и как этого достигнуть, формируется на основе критической оценки реальной дорожной обстановки и прогноза ее развития.

В определенных ситуациях целесообразно сохранить режим движения неизменным. Изменение же режима движения может быть, вызвано различными причинами, но основное влияние на решения водителя оказывают пешеходы, встречные, попутные и остановившиеся транспортные средства, светофоры и дорожные знаки, разнообразные препятствия. Вырабатывая решение, водитель должен учитывать характеристики дороги, эксплуатационные свойства управляемого автомобиля, прежде всего его габаритные размеры, тормозные и динамические качества, управляемость и др. Реализация принятых решений выражается главным образом в виде воздействия на органы управления или подачи сигналов другим участникам движения.

Неожиданность всегда была одним из самых нежелательных, а порой и самых опасных факторов управления.

С летчиками проводился такой эксперимент: в процессе пилотирования самолетом вручную и под автопилотом неожиданно вводился отказ техники, который вызывал резкое нарушение заданного режима полета. Так вот оказалось, что когда самолет пилотировался вручную и летчики были готовы парировать различные нарушения, с таким отказом они легко справлялись. Когда же самолет шел под автопилотом и летчики при этом расслаблялись, хотя и продолжали держать в руках органы управления (это предусмотрено инструкцией), неожиданный отказ вызывал у них большее волнение и часто они не могли удержать заданный режим полета. Этот эксперимент показывает, как важно при вождении предвидеть возможность различных аварийных ситуаций и быть готовым к противодействию им.

Замечено, что относительно большое число нарушений правил и дорожных аварий приходится на иногородних водителей. И хотя они в малознакомом городе стараются быть внимательнее — это не всегда им помогает. Местный водитель, хорошо знающий. различные городские дороги, перекрестки, опасные места, всегда находится в более выгодном положении.

Фактор неожиданности опасен не только в городе, но и на междугородных трассах. При движении по ним у водителей складывается представление, образ дороги, который он экстраполирует на будущий ее участок пути, находящийся за поворотом. И здесь-то особенно опасны неожиданности дороги, которых водитель не ждет. На них он реагирует обычно с существенной задержкой. Так, экспериментально установлено, что когда водитель готов к данной дорожной ситуации, его время реагирования на нее не превышает секунды, а когда такая ситуация возникает неожиданно, время его реакции возрастает вдвое.

Следует специально остановиться на обгонах. При этом маневре особенно важны правильные оценки и прогнозы. Здесь водителю приходится учитывать много факторов: и скорость обгоняемой и идущей навстречу машины, и удаление встречной машины, и то, как поведет себя водитель той машины, которую он обгоняет. Ошибка в таких прогнозах очень опасна, так как обгон выполняется на повышенной скорости. Естественно, что при таком маневре у водителя возникает высокая психическая напряженность. Было экспериментально установлено, что в период обгона происходит существенный сдвиг в психофизиологических параметрах водителя и здесь их значения на 25-40 % превышают обычные.

При длительном движении за крупным транспортным средством, закрывающим передний обзор дороги, существенно сокращается приток дорожной информации. Это обстоятельство порождает у водителя «сенсорный голод», а отсюда и неосознанное стремление увеличить скорость, обогнать этот большой автомобиль. Если это стремление очень велико, то оно может помешать трезвой оценке сложившейся ситуации и побудить водителя к обгону там, где это опасно.