Погода и видимость
Основными факторами влияющими на видимость являются погодные условия. Они действуют на всех участников дорожного движения и требуют постоянного внимания водителя.
Ночь |
Видимость всегда низкая в темное время суток, когда начинает темнеть или рассветать видно еще хуже. Самое главное, что фары здесь плохо помогают, поэтому нужно быть предельно внимательным в эти часы. Обращайте внимание на встречный транспорт с одной работающей фарой. Это может быть не мотоцикл, а любой автомобиль, у которого работает только правая фара. В этом случае перед разъездом желательно приблизиться к обочине. Более подробно про использование фар ночью описано в данной статье. |
Однако есть ряд других погодных факторов, которые могут ухудшить видимость в любое время суток.
  | Какие могут быть проблемы и как их решать |
Дождь |
В дождь не нужно ехать близко за другими машинами (хотя в любую погоду этого делать не стоит). Грязь из-под колес будет забрызгивать постоянно лобовое стекло. Не ездите быстро по лужам. Причин много: первая - брызги могут лишить видимости, вторая – дорога может быть неровной под водой, третья – вода попадает в тормозные колодки, что значительно ухудшит последующее торможение.Особенно опасен дождь осенью в темное время. Видимость практически нулевая, особенно когда едут встречные автомобили. |
Снег |
Чем сильнее снег, тем хуже видимость.Если метель, то в темное время лучше включить ближний свет, лишь иногда на секунду просматривать ситуацию дальним. |
Туман |
В тумане видимость очень плохая, при этом расстояние до предметов кажется больше, чем есть на самом деле. Поэтому чем гуще туман, тем медленней нужно ехать. Особенно будьте аккуратны, когда видите впереди габаритные огни другого автомобиля, он может медленно ехать или вообще стоять, что намного опаснее. Чаще всего туман гуще в низинах. Даже если видите, что участок с туманом короткий, снизьте скорость. Даже на небольшом отрезке дороги может быть опасность (стоящий автомобиль, неровная дорога). В тумане необходимо включать ближний свет. Наверное, хорошая вещь - противотуманные фары, но у меня их никогда не было, поэтому ничего сказать не могу. Считается, что свет от них должен стелиться по дороге. Если туман густой, можно открыть окна. |
Встречный яркий солнечный свет |
Когда едете по трассе на восходе или закате, видимость очень плохая, т.к. солнце полностью слепит. Порой оно мешает, ослепляя через зеркала заднего вида (когда солнце сзади). Кроме того, очень опасно в это время двигаться по пересеченной местности, когда будут участки в тени деревьев и домов. В глазах рябит, и видимость еще ухудшается. |
Пыльная дорога |
При поездках по сухим грунтовым дорогам нужно быть осторожным (с точки зрения видимости) только в двух случаях: 1. Когда Вы едете за другим автомобилем. В этом случае либо обгоняйте его, либо держите достаточную дистанцию. 2. Когда Вам навстречу едет другой автомобиль. Лучше прижмитесь вправо, т.к. за первой машиной может ехать другая, в которой водитель плохо видит (если не выполняет пункт 1). Будьте вдвойне осторожны в момент разъезда, т.к. на какое-то время будет очень пыльно и ничего не видно. |
Учтите, что важным является прогнозирование условий видимости не только в настоящее время, но и в ближайшем будущем. Это зависит от скорости движения и составляет от 1 до 10 секунд. Описать сложно, поэтому приведу примеры.
1. Когда едете на подъем или закрытый поворот, вы еще не знаете, что за ним. Там может быть авария, обгон, упавший метеорит и так далее. Поэтому необходимо снизить скорость и принять несколько вправо (на подъеме), чтобы быть готовым к любой ситуации. Если интересно можете ознакомиться с исследованием психологов по этому поводу.
2. Когда в дождь вас обгоняют (вы обгоняете), или много луж и впереди быстро едет другая машина, необходимо заранее включить дворники. Вода и грязь из-под колес машин затруднят обзор на несколько секунд.
3. В случае разъезда в темное время суток, необходимо быть готовым к ухудшению видимости сразу после него, из-за возможного ослепления.
4. В морозы сбоку от грузовиков могут образовываться клубы дыма, ухудшающие видимость. Чаще всего это происходит, когда они трогаются и на подъемах. Лучше держитесь подальше или проезжайте максимально быстро рядом с ними.
Таким образом, необходимо просчитывать данные ситуации и реагировать не тогда, когда они произошли, а заранее. Например, во втором случае многие водители включают дворники только после того, как лобовое стекло забрызгано.
Хороший водитель должен анализировать видимость и для других участников дорожного движения. Понятно, что если погодные условия не позволяют вам хорошо видеть, другим водителям также видно плохо (в случае дождя, снега или тумана). Однако есть другие ситуации. Например, яркий солнечный свет, когда светит сзади вас, делает видимость водителей встречного транспорта намного хуже вашей. Также в яркий солнечный день очень плохо видны сигналы светофора (особенно старых моделей), и другие водители могут просто решить, что он не работает. Признаками данной ситуации может являться достаточно высокая скорость машины, которая движется на пересекающей дороге. Можно считать, что другие водители вас видят, но полагаться на это не стоит.
Таким образом, основной принцип прогнозирования условий видимости только один - ездите с такой скоростью, которая позволит в случае непредвиденной ситуации остановиться или выполнить маневр. Никогда не ездите быстрее, чем видите, и не забывайте про подготовку автомобиля (стекла и световые приборы), особенно когда предстоит поездка ночью.