Определение сцепления с дорогой
Поведение автомобиля на дороге зависит от многих факторов (скорость и направление ветра, давление в шинах и так далее), однако почти все из них принципиальны только для гонщиков профессионалов. Для обычных водителей на обычной машине основными, на мой взгляд является скользкость дороги или говоря научным термином «коэффициент сцепления».
Этот показатель зависит от ряда условий, главными из которых являются погодные условия (лед, снег, грязь, на солнце асфальт тоже немного другой). Хоть материал дорожного покрытия (грунтовка, асфальт, плиты) и накладывает отпечаток на манеру езды, здесь все более или менее просто. Например, по дороге из плит едешь, как в вагоне поезда, по брусчатке понятно что трясет и так далее. Важнее всего, я считаю, именно погодные условия, т.к. по асфальтовым дорогам мы ездим чаще, к тому же, грунтовая дорога не сильно отличается от асфальта в сухую погоду по свойствам.
Итак, дорога может быть скользкой по ряду причин. В первую очередь, рассмотрим ситуации, когда дорога скользкая на отдельных участках.
Все эти проблемные участки рекомендую объезжать или ехать по ним на невысокой скорости. Довольно опасно ехать колесами с одной стороны по дороге, а с другой по таким участкам. Машину может просто закрутить. Однако порой другой возможности нет и приходится двигаться когда на одной стороне колес автомобиля сухой асфальт, а на другой гололед. В этом случае, чтобы не допустить неожиданного разворота рекомендуется: во-первых, избегать резких движений рулевым колесом и педалями как тормоза, так и газа, стараться выстроить наиболее прямолинейную траекторию движения; во-вторых, для устойчивого движения в поворотах необходимо внешней, более загруженной, парой колес ехать посуху, а уж внутреннюю пару пускать по гололеду, мокрому или грязному асфальту, ну или что там у Вас под колеса подвернется.
В этой таблице перечислены причины низкого сцепления на всей дороге.
Здесь вы можете ознакомиться с примерными значениями коэффициента сцепления на различных дорогах, полученные опытным путем.
Проверить скользкость дороги можно легким торможением или кратковременно резко нажав на газ (понятно, что скорость должна быть не очень большой). Если ведущие колеса пробуксуют, значит, дорога скользкая. Причем чтобы точно узнать степень скользкости, можно нажимать на педаль газа несколько раз, с каждым разом более резко. Чем раньше колеса пробуксовывают, тем опаснее дорога.
Считается, что при движении на скользкой дороге нужно своевременно корректировать режим и тактику движения. Однако я не согласен с этим. Я уже писал, что избирательность при движении опасна, поэтому нужно ездить одинаково в любых дорожных условиях: всегда на передаче, в поворотах всегда крутить руль, тормозить без выжима сцепления, переключать передачи только на прямых участках. И тогда на сложных участках останется только уменьшать скорость.
Кроме того во многих статьях сайта говорится о плавных действиях водителя. Именно на скользкой дороге это очень важно. Размеренное вождение придает большую устойчивость и снижает вероятность заноса.