Закрыть X

 Поиск по сайту



 Наше сообщество




 Видео уроки


фильм я-хороший водитель


Последнее обновление информации по фильму
17 января 2011.


 Пригодится


Тест «Какой вы водитель?»

Алкогольный калькулятор

 Поделиться



 Кнопка сайта

Rambler's Top100





Обгон

Обгон - самый опасный маневр при вождении автомобиля. Причем он одинаково опасен для обгоняющего, для обгоняемого и для встречного автомобилей. Именно обгоны являются самыми распространенными источниками ДТП, причем серьезных. В данной статье материал больше касается обгона на трассе. В городе необходимость в них меньше. Полос для движения больше, поэтому чаще используется перестроение. Кроме того, в ряде случаев в городе обгонять проще, так как видимость лучше и скорости меньше. В ПДД для обгона и встречного разъезда есть целая статья.

Если обгоняете Вы.

Я не буду описывать ситуации кто как обгоняет, просто опишу, как делаю я. Мне кажется такой способ достаточно безопасным.

Постоянно контролируйте ситуацию впереди и сзади. Нужно следить за тем, чтобы никто не обгонял вас в момент начала обгона (смотрите видео), и не был готов начать это. Необходимо просматривать дорогу впереди и отказываться от обгона на подъеме, повороте (на небольшом повороте налево обгон возможен) или в местах, где есть пешеходы или возможно их неожиданное появление (в городе, например, около школ). Кроме того лучше не обгонять если: на примыкающей слева дороге стоит автомобиль (обычно водители при повороте направо со второстепенной смотрят только налево); на примыкающей справа дороге стоит автомобиль (при обгоне ваш автомобиль будет не виден из-за обгоняемого автомобиля); при наличии автомобиля на встречной обочине (его водитель при трогании очень внимательно смотрит в левое зеркало, но может не посмотреть вперед).

Также рекомендую отказаться от обгона автомобиля, притормаживающего или отклоняющегося от прямолинейного движения. Лучше сначала выяснить причину данного маневра, а только потом обгонять.

При обгоне самое главное – просматриваемость дороги. Лично я буду обгонять лучше при встречной машине, твердо зная, что точно успею, так как все рассчитал, чем на подъеме или повороте, в ситуации полной неопределенности. Не нужно показывать заранее поворотник, этим вы вносите путаницу для других участников движения.

Труднее всего обгонять большие машины или группы небольших машин. И в том и другом случае не нужно приближаться сзади близко. Дистанция в данном случае необходима для разгона и для лучшей просматриваемости дороги. Также при приближении к обгоняемому автомобилю можно сместиться влево и вправо для лучшего контроля дорожной ситуации впереди.

Также дистанция важна исходя из аэродинамики. Фура несет за собой сильный поток воздуха, который может увлечь легковой автомобиль при обгоне под нее, особенно при неблагоприятных погодных условиях.

В случае обгона группы автомобилей, лучше дождаться ситуации, когда можно это сделать за один раз (это безопаснее, чем обгонять по одному автомобилю). При этом скорость обгона не должна сильно превышать скорость обгоняемых автомобилей (оптимальная разница примерно 20-30 км/час). Это позволит среагировать на действия других автомобилей, которые не заметят вашу машину и сами начнут обгон. Кроме того, им будет проще заметить ваш автомобиль.

Рассмотрим для примера обгон фуры в условиях неинтенсивного движения, которая движется со скоростью 80 км/час. Когда видите «окно» впереди, включаете левый поворотник, переходите с перегазовкой на III передачу, перестраиваетесь на встречную полосу и начинаете разгон. Все время, когда находитесь на встречной полосе, не выключайте левый поворотник. Он нужен, чтобы встречные автомобили знали, в какой стадии обгона вы находитесь. Когда догнали обгоняемую машину, скорость будет составлять около 100 км/час. В этот момент включите правый поворотник. Это необходимо для информирования встречных машин, что маневр завершается. Идеальным считается закончить обгон, так чтобы при возвращении в свою полосу можно было увидеть в зеркала обгоняемый автомобиль. Однако в реальной практике, исходя из напряженного движения на дорогах, это бывает редко. Например, я возвращаюсь в свою полосу, исходя из разницы в скоростях моего автомобиля и обгоняемого. Чем она больше, тем раньше начинаю перестроение.

В случае, если во время разгона появилась встречная машина, которая едет быстро (для меня исключением бывают грузовики), тормозите и снова вставайте за фурой (на III передаче тормозить очень комфортно). Пониженная передача не только улучшает динамику разгона, но и способствует лучшему сцеплению с дорогой. Например, зимой, когда дороги не убраны, на дороге образуются колея, и при перестроении необходимо выехать из нее. На низкой передаче этот маневр гораздо безопаснее. Если впереди едет машина со скоростью 40-50 км/час, обгон можно проводить на II передаче с разгоном до 80-90 км/час. Обгоны легковых машин, мотоциклов можно проводить без переключения на пониженные передачи. Если, конечно, поблизости нет встречных и сам маневр безопасен.

Описанный вариант обгона предполагает выполнение трех маневров. Это перестроение на полосу встречного движения, опережение и перестроение обратно в свою полосу. Однако в случае сильной загруженности дорог (которая сейчас наблюдается практически везде) данный способ может быть неуместен. Есть более подходящий вариант, но он требует высокого профессионализма управления автомобилем.

Суть метода в том, что при обгоне используется не два маневра перестроения, а только один – объезд. Покажу на примере. Вы, двигаясь со скоростью 100 км/час, догоняете грузовик. Его скорость 60-80 км/час. Когда видите, что впереди будет «окно», начинаете к нему приближаться по своей полосе. Необходимо так все рассчитать, чтобы выехать на полосу встречного движения в момент, когда встречная машина пересечется с ним. Ваша машина в это время должна быть уже почти за ним. После этого резко выезжаете на полосу встречного движения и сразу же обратно. Этот маневр больше похож на объезд препятствия. Данный способ применим, даже когда навстречу едет много машин во встречном направлении и в попутном. Можно так выполнять серию обгонов, выбирая только нужный момент. Выбор передачи в данном случае не так важен, однако рекомендую делать это либо на III либо на IV. Повторяю: данный маневр требует высокого уровня управления автомобилем и точного анализа скоростей других участников дорожного движения.

Считается, что двойной обгон недопустимая вещь, однако он достаточно безопасен, если первая машина легковая и без тонировки. В этом случае у вас хорошая видимость (ночью такой обгон делать не рекомендуется), поэтому можно хорошо спрогнозировать обстановку впереди. Вместе с тем, помните, что водитель первого автомобиля может отказаться от обгона и начать торможение чтобы занять исходную позицию.

Несколько слов о специфике обгонов в ночное время суток. Для хорошего и безопасного маневра ночью необходимо отлично знать трассу. Начинать обгон нужно с ближним светом фар. Дальний можно включить только после того, как поравнялись с обгоняемой машиной кабинами. Перед самим обгоном можно мигнуть дальним, тем самым, показывая, что сейчас будете обгонять. Лично я сейчас редко обгоняю ночью, т.к. двигаюсь со скоростью около 100 км/час (именно та скорость, при которой фары освещают дорогу так, чтобы можно было все контролировать).

Вас обгоняют

Всегда кто-то может ехать быстрее. Дайте им возможность обогнать (и не важно, кто вас обгоняет блондинка на кабриолете или дедушка на запорожце). В момент обгона, если встречных машин нет, не нажимайте на газ, но и не тормозите. Если появилась встречная машина нужно действовать по ситуации. Чаще всего многие водители дают совет прижиматься вправо и тормозить. Это верно, но с небольшим исключением. Действительно, если обгоняющая машина уже опередила ваш автомобиль как минимум на полкорпуса, лучше последовать совету и тормозить, прижавшись вправо. Если же она только начала обгон, нужно принять вправо без изменения скорости. В этом случае у водителя обгоняющей машины появится возможность отказаться от обгона и встать обратно за вас. Иначе может возникнуть ситуация вашего одновременного торможения, что думаю совсем не понравится водителям встречных автомобилей.

Если вас обгоняет фура, также помните про аэродинамику: в середине обгона вашу машину будет притягивать к фуре. Держите руль и будьте готовы активно выруливать.

Когда обгоняют впереди

Довольно опасные ситуации могут возникнуть, когда обгон идет навстречу вам. В случае ошибки другого водителя может произойти опасное ДТП. Рекомендую перенести ногу на тормоз, когда впереди видите обгон (даже если расстояние еще достаточное). Если видите что впереди идущая машина может не успеть перестроиться - тормозите и плавно перемещайтесь на обочину. При этом будет отлично, если вы включите правый поворотник. Этим вы подскажите водителю обгоняемого автомобиля, что вы поедете вправо, он будет пытаться проехать посередине. Следует отметить, что данный совет может пригодиться не всегда. Поэтому действуйте по конкретной ситуации. Чтобы уменьшить вероятность возникновения подобных случаев замедляйте скорость автомобиля на трассе в местах ограниченного обзора (на подъеме и перед закрытым поворотом).