Закрыть X

 Поиск по сайту



 Наше сообщество




 Видео уроки


фильм я-хороший водитель


Последнее обновление информации по фильму
17 января 2011.


 Пригодится


Тест «Какой вы водитель?»

Алкогольный калькулятор

 Поделиться



 Кнопка сайта

Rambler's Top100





Восприятие дорожной ситуации и иллюзии, возникающие при управлении автомобиля

Водитель оценивает условия движения преимущественно визуально. В процессе движения взгляд водителя скачкообразно перебрасывается с одного объекта на другой, как бы выделяя опорные точки, вырисовывающие пространственный коридор, по которому он ведет автомобиль. Причем чем выше скорость, тем сложнее это делать.

Правильный прогноз дорожных ситуаций невозможен без знаний условий восприятия дорожной ситуации и иллюзий, возникающих в процессе движения.

Восприятие

Качество восприятия водителя зависит от способности правильно и быстро воспринимать пространство и время, что лежит в основе водительского расчета. При восприятии пространства (формы, объема предмета и расстояния между предметами) для водителя автомобиля наиболее важна оценка расстояния между предметами и удаленности их от него.

Водителю для восприятия предметов необходимо фиксировать их зрением на 0,1—0,3 с. С увеличением скорости, чтобы рассмотреть объект на дороге, водитель направляет свой взгляд на участок дороги все дальше от автомобиля. Чем дальше переносит взгляд водитель, тем шире участок дороги он воспринимает, тем больше объектов в его поле зрения. Так, на расстоянии 30 м водитель воспринимает участок дороги шириной 1,5 м, на расстоянии 500 м — около 16 м. Для обгона впереди движущегося автомобиля водитель, чтобы обеспечить наибольшую безопасность движения, должен видеть перед собой дорогу на расстоянии 600—800 м.

Вниманием обычна охватывается не более трех объектов, кроме опасного. Так, например, при наличии пешеходов водитель наблюдает, кроме того, за встречными, попутными автомобилями и за проезжей частью.

Характер распределения и концентрации внимания зависит от специфики конкретной дорожной обстановки и интенсивности ее изменения. Так, например, при перестроении водитель затрачивает для бокового обзора дороги 0,8—1,6 с, а для осмотра дороги сзади — 0,8—1,0 с. При подготовке к пересечению главной дороги время визуального поиска вероятной помехи составляет 1,1—2,6 с. Причем, чем сложнее ДТС, тем в течение большего отрезка времени взгляд водителя фиксируется на отдельных объектах.

Умение точно оценивать временные интервалы, особенно микроинтервалы, при выполнении различных маневров автомобиля на больших скоростях имеет иногда решающее значение в обеспечении безопасности движения. С восприятием микроинтервалов времени связано определение скорости движения автомобиля. Оценка скорости движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе динамического глазомера, который является одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Неточная оценка временного интервала приводит к излишней поспешности или запаздывающим действиям, резким приемам управления и, как следствие, к аварийной ситуации. Так, подавляющее большинство ошибок водителей при обгоне связано с неправильной оценкой микроинтервалов времени и, следовательно, скорости автомобиля. Для безопасного выполнения маневра не столько важно определить расстояния до других автомобилей с точностью до метра, как уметь сопоставить это расстояние с величиной тормозного пути или пути маневра, который необходимо осуществить при данной скорости и данных дорожных условиях. Наиболее опасна тенденция к переоценке временных интервалов, когда при недостатке времени водителю кажется, что времени вполне достаточно для выполнения маневра. Ошибка же может сказаться слишком поздно для ее исправления (часто при обгоне).

На точность восприятия времени также влияют индивидуальные особенности человека и его эмоциональное состояние. При хорошем настроении, выполнении интересной работы время летит очень быстро и временные интервалы недооцениваются. И, наоборот, при плохом настроении, отрицательных эмоциях время как бы замедляется и временные интервалы переоцениваются. Эти состояния сказываются и на точности оценки микроинтервалов времени водителями автомобилей.