Закрыть X

 Поиск по сайту



 Наше сообщество




 Видео уроки


фильм я-хороший водитель


Последнее обновление информации по фильму
17 января 2011.


 Пригодится


Тест «Какой вы водитель?»

Алкогольный калькулятор

 Поделиться



 Кнопка сайта

Rambler's Top100





Восприятие дорожной ситуации и иллюзии, возникающие при управлении автомобиля

Водитель оценивает условия движения преимущественно визуально. В процессе движения взгляд водителя скачкообразно перебрасывается с одного объекта на другой, как бы выделяя опорные точки, вырисовывающие пространственный коридор, по которому он ведет автомобиль. Причем чем выше скорость, тем сложнее это делать.

Правильный прогноз дорожных ситуаций невозможен без знаний условий восприятия дорожной ситуации и иллюзий, возникающих в процессе движения.

Видимость и скорость

Для обеспечения безопасности движения совершенно необходимо ограничение скорости. Однако это нельзя решить однозначно. Степень ограничения зависит от многих факторов, к которым в первую очередь можно отнести условия видимости.

Пределы скорости определяются психофизиологическими возможностями человека. В настоящее время требования, предъявляемые дорожной обстановкой к водителю, нередко превышают его возможности.

В этом случае возникает дефицит времени, который является следствием высокого темпа работы, превышающего функциональные возможности водителя. В условиях интенсивного дорожного движения или при управлении автомобилем на больших скоростях водитель работает преимущественно в навязанном темпе. В этих условиях всю информацию от дороги он получает за ограниченное время. Вследствие быстрого изменения дорожной обстановки ограничено и время, в течение которого он должен отреагировать. Навязанный темп деятельности особенно выражен в неожиданно возникающих критических дорожных ситуациях. В результате возникающего при этом дефицита времени водитель не успевает воспринимать необходимую для безопасного управления автомобилем информацию, допускает ошибки, которые иногда приводят к ДТП.
скорость на дорогах Поле зрения человека с увеличением скорости автомобиля суживается. Сужение поля зрения происходит в результате уменьшения угла бинокулярного зрения, т. е. зрения двумя глазами. Чем больше скорость, тем меньшим временем располагает водитель для того, чтобы отвести взгляд в сторону от дороги без риска совершить ошибку в управлении автомобилем.
В результате с увеличением скорости все более узкое пространство дороги он способен воспринять. При сужении поля зрения увеличивается опасность столкновения или наезда на пешехода, который перемещается с обочины дороги к ее центру. Необходимо также учитывать, что, когда два автомобиля проносятся на большой скорости навстречу друг другу, то вследствие сужения поля зрения иногда водители перестают видеть встречные автомобили раньше, чем они поравняются друг с другом.
При возрастании скорости увеличивается дальность сосредоточения взгляда на дороге. Это объясняется тем, что для зрительного восприятия необходимо фиксировать объект на светочувствительной оболочке глаза (сетчатке) в течение 0,1—0,3 с. Перемещение до воспринимаемого объекта не должно превышать этого времени. Поэтому чем больше скорость автомобиля, тем на большем расстоянии водитель вынужден фиксировать взгляд для восприятия покрытия и объектов дорожной обстановки.
На рисунке а, б, в, г — положение точек фиксации при скоростях 20, 40, 60, 80 км/ч соответственно; д — поле концентрации внимания водителя (по Е. М. Лобанову).

Возможность наезда на объекты, которые могут появиться на расстоянии, где водитель не может их увидеть, рассмотреть, а следовательно, и отреагировать, увеличивает опасность дорожно-транспортных происшествий. Особенно опасно движение на высоких скоростях в группе автомобилей, когда они движутся на близком расстоянии друг от друга, и водители лишены свободы маневра. В таких условиях водитель вынужден быть предельно собранным и внимательным. Однако нервно-психическое напряжение, которое при этом быстро возникает, утомляет водителей, что может быть причиной ошибок и ДТП.

Движение на больших скоростях опасно также и потому, что в 2—3 раза возрастает время реакций водителя и одновременно увеличивается тормозной путь, который проходит автомобиль за это время. Увеличение времени реакций на больших скоростях объясняется тем, что водитель вынужден воспринимать огромный объем информации в условиях дефицита времени и в состоянии выраженного нервно-психического напряжения. Кроме того, дорожные объекты, воспринимаемые на большем расстоянии при ограниченном времени их фиксации, трудно оценить, что увеличивает время ответных действий.

Для безопасности дорожного движения большое значение имеет умение водителя правильно оценивать скорость движения автомобиля. Однако даже опытные водители нередко переоценивают свои возможности в оценке скорости. При этом в 40% случаев они допускают ошибки в сторону занижения скорости своего автомобиля. Специальное исследование 55 водителей-профессионалов показало, что только 35% из них умеют правильно определять скорость.

Ощущение скорости зависит от расстояния между глазами водителя и дорожным покрытием или объектами на обочине дороги. С уменьшением этого расстояния скорость воспринимается как большая, а с увеличением — как меньшая. Поэтому на дорогах, которые проходят в степи, где нет объектов на обочине дороги, скорость недооценивается. На дорогах через лес, горы скорость переоценивается. Переоценивается скорость и на узких городских улицах и недооценивается на широких проспектах.

При выборе безопасной скорости, особенно на тех участках дороги, где она неограничена, водитель должен учитывать конкретную дорожную обстановку: дорожные условия, видимость, обзорность, а также свои возможности. Но водители дорожную обстановку оценивают по-разному в зависимости от опыта и индивидуальных черт. В результате около 15% водителей ведут автомобили, значительно превышая скорость основного транспортного потока. Это создает опасные ситуации при неожиданном возникновении каких-либо препятствий на дороге.