Закрыть X

 Поиск по сайту



 Наше сообщество




 Видео уроки


фильм я-хороший водитель


Последнее обновление информации по фильму
17 января 2011.


 Пригодится


Тест «Какой вы водитель?»

Алкогольный калькулятор

 Поделиться



 Кнопка сайта

Rambler's Top100





Риск при вождении автомобиля

Риск — это действие в условиях выбора, когда в случае неудачи человек оказывается в худшей ситуации, чем до выбора. Риск бывает мотивированным, когда человек в погоне за какими-то выгодами выбирает более опасный вариант решения. Однако риск может быть и немотивированным (бескорыстным), когда опасный вариант выбирается только для того, чтобы проверить свои возможности, утвердиться в себе.

Считается, что в любой деятельности можно условно выделить «существенные» и «несущественные» параметры. Так, например, при вождении «существенными» являются те параметры, которые он обязан строго выдерживать. Это — технические возможности автомобиля, ПДД, указания дорожных знаков, сигналов и тому подобное. «Несущественными» же являются те, которые водитель волен сам выбирать: на какой передаче ехать, в какой позе сидеть, как тормозить и прочие.

Когда человек учится водить автомобиль, для него прежде всего важно выдерживать в установленных пределах все «существенные» параметры. На первых порах сделать это очень нелегко, поэтому период учебы оказывается напряженным, эмоционально насыщенным. Здесь и радости от успеха, и огорчения от неудач. В общем в этот период за рулем, как говорят, «не соскучишься».

После того как человек освоил азы вождения и стал уже способен выдерживать в норме все «существенные» параметры, тогда-то начинается период его самостоятельной деятельности. Теперь по мере улучшения навыков вождения водитель начинает замечать, что может, например, вести автомобиль не просто по правилам, но при этом уже более плавно переключать скорости. Поставив перед собой такую задачу и освоив этот «несущественный» параметр, водитель испытывает удовлетворение. Потом он может поставить перед собой задачу научиться так тормозить, чтобы меньше изнашивались шины, далее научиться выбирать такой режим работы двигателя, при котором будет меньше расход бензина и тому подобное. Таким образом получается, что водитель преднамеренно усложняет свои задачи за счет «несущественных» параметров, решает их и таким путем улучшает свой водительский профессионализм, испытывая при этом, естественно, удовольствие. Так приобретается мастерство, и этот процесс делается эмоционально привлекательным. Мастерство же может развиваться бесконечно.

Затем, по мере дальнейшего освоения, водитель, возможно, начнет ощущать, что решая задачи управления, он может передавать в них не только свое умение, но и выражать свои чувства. Так, например, ощутив слияние своего тела с автомобилем, водитель начинает более тонко чувствовать действующие на него инерционные силы, тенденции изменения его движения и с учетом всего этого управляет автомобилем не просто по правилам, но и красиво, с искусством выражая себя, свои чувства в процессе управления через «несущественные» переменные.

Однако может быть и другой вариант развития - внесение в вождение элементов игры. Ведь внести в процесс вождения элемент риска, создать в нем опасную ситуацию, а потом успешно ее разрешить — это может быть очень привлекательно (комм.автора – хорошо, когда водитель делает это без риска окружающим). Здесь есть и боевое возбуждение от тревоги, и радость большого успеха, самоутверждения. Таким путем, варьируя «несущественными» переменными, можно сделать вождение автомобиля интересным и волнующим. Причем, чем большие опасности в нем будут создаваться, тем большими будут боевое возбуждение и радость самоутверждения от успеха.

Проблема состоит в том, что со временем водитель привыкнет к решению задач с данным уровнем риска, и они перестанут приносить ему то удовольствие, которое было раньше. Ему, очевидно, захочется еще более усложнить свои «игры», т.е. вносить в них еще большие опасности, чтобы получать от них удовольствие, самоутверждаться. Рано или поздно это может привести к большому несчастью. Особенно это касается молодых водителей. Более подробно про влияние возраста водителя на безопасность вождения описана в соответствующей статье.